Подшипниковые узлы: назначение, особенности, разновидности
В механических устройствах любого типа, где происходит вращательное движение, присутствуют подшипниковые узлы. Эти элементы конструкции снижают нагрузки при работе машин, уменьшая трение и износ деталей изделия и повышая его КПД.
Узлы подшипниковые
Механическое устройство, призванное удерживать вал с возможностью его вращения вокруг центральной оси, называется подшипниковым узлом. Современные подшипниковые узлы состоят из следующих элементов:
- Корпус, в котором крепится подшипник, система для смазывания и уплотнители.
- Подшипник, выполняющий роль подвижной фиксации вала для обеспечения его вращения.
- Система для смазывания. Автоматически заполняет шариковый или роликовый механизм смазочным материалом.
- Уплотнители, которые не допускают проникновения в рабочую часть подшипника влаги и пыли, таким образом увеличивая срок его эксплуатации.
Применяют узлы подшипниковые повсеместно во всех агрегатах, где используется вращение. Это различные конвейерные опоры, валы передаточного характера, роторы двигателей, насосов и генераторов, станки для металлообработки, в различных шарнирах.
Типы подшипниковых узлов на шариковых подшипниках
По типу применяемого подшипника различают узлы на базе элементов скольжения и качения. Узлы подшипниковые скольжения бывают:
- неразъемной, стационарной конструкции, с материалом корпуса чугунным;
- стационарного типа, залитые баббитом (бывают неразъемные и разъемные);
- с использованием фланца либо натяжного типа;
- стационарными, с использованием втулки;
- гидростатического и гидродинамического вида.
Обычно подшипниковые узлы скольжения включают в себя корпус, где есть отверстие, и подшипник любой конструкции (цельной либо разъемной модели). Подшипники на втулках, которые установлены на гидродинамических, стационарных узлах, предназначены для работы на малых оборотах. В таком же режиме работают и элементы с применением смазки консистентной.
Для узлов подшипниковых качения характерно наличие подшипников, где кольцо внутреннее имеет форму консольного расширения. Запорный механизм фиксирует подшипник на валу. Бывают следующие механизмы запора:
- Устройство зажима винтового типа.
- Кольцо запорное, по принципу эксцентрика.
Подшипники шариковые для корпусных узлов имеют наружное кольцо сферической формы. Благодаря этому допускается определенный перекос расположения вала без риска повышенной нагрузки на узел.
Корпусный подшипниковый узел на роликовых подшипниках
Допустимо устанавливать в корпуса подшипники сферической, цилиндрической и конической формы роликов. Такие узлы способны работать при повышенных нагрузках, и фиксация вала должна быть более жесткой. Бывают следующие способы установки на вал:
- Посадка скользящая, с применением винта зажимного и хомута либо на втулку с шайбой и гайкой.
- Напрессовка гидравликой. В этом случае применяется специальный пресс, зазор между валом и внутренним кольцом подшипника должен быть четко подогнан.
- Термоусадка.
Возможно применение в узлах и подшипников роликовых, имеющих разъемную конструкцию. Такие узлы удобны в том случае, когда замену необходимо производить, не трогая остальные элементы конструкции. Например, когда на вал была сделана плотная посадка элементов либо он длинный. Подшипник разделяют на две части, заменяют нарушенные элементы и ставят обратно. При этом ни трансмиссия, ни другие детали не претерпевают демонтажа.
Смазка
Чтобы защитить подшипниковые узлы, применяют смазку пластичного типа. Ее вводят через специально встроенные тавотницы. Шестьдесят процентов ванны для смазки должно быть заполнено, чтобы обеспечить нормальную работу узла.